Православное Старообрядчество

1. Что такое православное старообрядчество?

Православное Старообрядчество – это православное Християнство. Ни больше ни меньше. Являясь с одной стороны носителем древнерусской богослужебной традиции, древнерусской церковной культуры, Православное Старообрядчество не заканчивается лишь на этом, но содержит в себе и весь духовный опыт отцов Древлеправославия, подвизавшихся как до печально известных церковных реформ XVII столетия, так и после них.

2. Зачем оно существует в Русской Православной Церкви?

Православное Старообрядчество существует в Русской Православной Церкви с самого момента её основания, с Крещения Руси и до сей поры. В первую очередь весь сонм дораскольных святых чудотворцев русских следовало бы отнести именно к Православным Старообрядцам. Их подвижническая жизнь и духовный опыт является сердцем Православного Старообрядчества. Уже во времена гонений и раскола немало известно нам примеров подвижников Православного Старообрядчества – это и поп Иван Неронов и преподобный Далмат Исетский и многие другие. Эти подвижники благочестия, которые, не

проповедуя раскола и отступления от Церкви, в то же время сохраняли старообрядческое богослужение, прежний уклад жизни и даже были за это осуждаемы и гонимы. Все же достаточно нецелесообразно было бы представлять, что вот сразу после собора 1666-1667 гг все старообрядцы отделились от новообрядцев и разделились на поповцев и безпоповцев. Во многих местах продолжали хранить и прежний уклад жизни, и хотя бы древние церковные распевы. Достатоно вспомнить историю основания Саровской пустыни или хотя бы обратиться к истории прихода Михайловской Слободы до создания ещё прецедента Единоверия.

3. Какой должна быть старообрядная община?

Как бы парадоксально это не звучало, но старообрядческая община должна быть в первую очередь християнской. Это значит, что люди в этой общине должны быть объединены единой Верой, единым упованием и любовью. В центре жизни как общины в целом, так и каждого ее члена должен быть Христос. В основании Святой Руси лежала именно теоцентричность сознания русского человека. К такой постоянной умной памяти о Боге и следует в первую очередь стремиться православным старообрядцам.

4. Какие трудности в первую очередь ждут такую общину и как их преодолевать?


В любом деле важно помнить русскую поговорку «без труда – не выловишь рыбку из пруда». К великому сожалению большинство трудностей мы, обычно, создаем себе сами. Большой проблемой бывает достойно настроить богослужение в общине.
Мы зачастую больше проявляем себя в интернете, в полемиках и спорах. А вместе с тем из нас не то, чтоб уставщики, но хотя бы и молящие – никудышные. А начётчики прежних времён и в апологетике подвизались, и уставщики были совершеннейшие. Вот к чему нужно всем нам стремиться.
Также великим испытанием и проблемой для приобщающихся к старообрядчеству является гордыня старообрядческого неофитства. Когда в сознании приходящего к старообрядчеству все инакомыслящие вокруг становятся богопротивны и прокляты, когда прежняя среда новообрядцев становится заклятым врагом, а свои жалкие потуги в этом направлении чуть ли не приравнивают мучениям пострадавших прежде за Древлеправославие. На самом деле испытание это достаточно страшно и печально сказывается на мировосприятии человека. Дай Бог сил и разума всем приобщающимся или приближающимся ещё к старообрядчеству обезопасить своё сердце от подобного рода искушений, помня, что центр християнской жизни всё же Христос.
Конечно, бывает, что и со стороны новообрядческой среды случается немало осуждений, обвинений в сектанстве, обрядоверии и прочем. И со стороны других старообрядческих согласий придётся услышать также немало нелестных слов. И в эти моменты следует в первую очередь ни в коем случае не озлобляться и не уподобляться клевещущим на нас, но, прежде всего, иметь память о словах ап. Петра — И кто озлобит вас аще благому подобницы будете; но аще и стражете правды ради блажени. Страха же их не убойтеся, ниже смущайтеся. Господа
же Бога освятите в сердцах ваших. Готовы же присно ко ответу всякому вопрошающему вы слово, о вашем уповании, с кротостию и страхом, совесть имущее благу, да о нем же клевещут вас яко злодея, постыдятся злословящии ваше благое о Христе житие (1Пет. 3: 14-16).

5. Какие существуют формы поддержки старообрядных общин?

Главное, что должно поддерживать наши общины это единство в Вере, единство в любви и единство в уповании. Не зря прецедент воссоединения многих старообрядцев с Русской Церковью в нач. XIX в был назван «Единоверием». Именно единоверие должно быть между православными старообрядцами. Слава Богу, что ныне прихожане многих православных старообрядческих общин, как в России, так и заграницей поддерживают очень тёплые взаимоотношения. Чаще стали проводиться в различных епархиях архиерейские богослужения по древнерусскому чину в братских единоверческих общинах. Православные старообрядцы ездят друг к другу в гости, обмениваются опытом. Ежегодно в Храме Христа Спасителя в составе Рождественских чтений собирается секция, посвященная истории и современности Старого обряда в Русской Православной Церкви. Всё это не может не радовать. Конечно, всем нам хотелось бы видеть крепкое Православное Старообрядчество. Но как старообрядчество, так и всё Християнство в целом всегда было крепко сильной християнской семьёй. В этом направлении ещё предстоит всем нам трудиться. И дай Бог, чтоб наши совместные мероприятия, наши съезды и общение могло поспособствовать общению молодых людей, имеющих общие интересы и общее стремление, могло бы сплотить и, быть может, кому-то даже образовать свою малую Церковь. Если мы будем двигаться в этом направлении в единомыслии и любви, то труды наши не будут тщетны.

6. В чем заключается приоритетное направление деятельности старообрядной общины?

Приоритетным направлением в деятельности православных старообрядческих общин в первую очередь следует считать богослужение. Как богослужение церковное, так и келейное. Вообще жизнь християнина должна быть богослужением в целом – служением Христу делом, словом и помышлением. Потому и начинать нужно нам с упорядочения общего церковного богослужения наших общин.
Во-вторых, сама община есть приоритетное направление в нашей деятельности. Следует стараться соблюдать общинный уклад жизни, иметь приходской совет и решать вопросы общины вместе, сообща. Уверен, что проведение общих трапез после богослужения должно являться обязательным составляющим всех наших православных старообрядческих общин. Пусть даже это будет для начала и скромное чаепитие, но всё же такое неформальное общение объединяет и даёт многим людям почувствовать семейность и целостность прихода.
В третьих нам следует иметь добрые отношения с нашими единоверцами. Нам необходимо больше и чаще вместе молиться, совершать крестные ходы, общаться, проводить общие мероприятия, встречи и съезды. Наше единство должно быть не только на бумаге или в словах, но в первую очередь на деле. Слова «Христос посреде нас» и ответные «Есть и будет» должны явиться меж нами не данью богослужебной традиции, а искренним сердечным ответом. Тогда и слова Господа нашего Исуса Христа — о сем разумеют вси яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоанн 13:35), станут для нас воистину девизом единства Православного Старообрядчества.

7. Что даёт людям приобщение к старому обряду?


Приобщение к древнерусской богослужебной традиции, к древлеправославному церковному и бытовому благочестию и к старообрядчеству в целом очень много даёт современному человеку. Во-первых приобщение к этой многовековой и устоявшейся традиции даёт человеку века сего соприкоснуться с чем-то хорошим, добрым, вечным. Ныне все мы находимся в каждодневной суете мирских забот и проблем. И, лишь пересекая порог храма, для многих из нас открывается возможность приобщиться к святости, вечности и, соприкоснувшись с Таинством Веры, ощутить Христа в своём сердце. Богослужение, совершаемое по древнерусскому чину и укладу, особым образом организовывает человека, по особому настраивает на молитвенный настрой и помогает направить очи сердца своего к миру Горнему. Знаменное пение, чинное богослужение, совершаемое без сокращений, использование натуральных методов освящения церковного пространства – все эти и ещё многие другие факторы позволяют человеку, уставшему от мира, сосредоточиться в эти часы именно на молитвенном предстоянии Христу. Очень важно с нашей стороны помочь человеку, приходящему к старообрядчеству, сосредоточить внимание именно на том, что является основой и целью християнской жизни – спасении души. Недавно слушал интервью настоятеля единоверческой церкви Архангела Михаила, что в г. Верхний Тагил, отца Сергия Комарова и на меня произвели большое впечатление его слова о том, что единоверческому священнику необходимо в первую очередь помочь человеку прийти к Покаянию. Ведь на самом деле, если задуматься, как и Евангельская проповедь началась словами «Покайтесь…», так и всем нам вхождение своё в Церковь следует начинать с Покаяния, очищения своей души и в дальнейшем внимательного к ней отношения. И дай Бог, чтобы Православное Старообрядчество, как особый духовный и культурный феномен, давало нам духовные силы на пути ко спасению души.

 

На вопросы ответил священноиерей Алексей Гугливатый, настоятель православной старообрядческой общины храма святителя Петра митрополита Киевского, Московского чудотворца д. Авсюнино, Московской епархии.